Министерство культуры Российской Федерации
Российская библиотечная ассоциация

РОССИЙСКИЙ КОММУНИКАТИВНЫЙ ФОРМАТ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ЗАПИСЕЙ В МАШИНОЧИТАЕМОЙ ФОРМЕ
(российская версия UNIMARC)


Маркер записи и поля данных — описание полей


125  Поле кодированных данных: звукозаписи и нотные ресурсы

Определение поля

Поле описывает форму изложения музыкального материала, определяет наличие партий, а также тип литературного текста для немузыкального исполнения.

Наличие

Факультативное.
Не повторяется.

Индикаторы

Индикатор 1 : # (не определен)
Индикатор 2 : # (не определен)

Подполя

$а Форма изложения нотного текста

Длина – два символа.

Факультативное.
Не повторяется.

Таблица элементов данных фиксированной длины подполя $а:

Наименование элемента данных Количество символов Позиции символов
Тип партитуры 1 0
Определитель партий 1 1
$b Определитель литературного текста (для немузыкального исполнения)

Длина – два символа.

Факультативное.
Не повторяется.

$c Несколько форм изложения нотного текста

Факультативное.
Не повторяется.

Примечания о содержании поля

Термины, используемые в описании поля, не являются исчерпывающими и носят лишь рекомендательный характер.
$a Форма изложения нотного текста

Длина – два символа.

$a / Позиция символа 0.  Тип партитуры.
Односимвольный код, определяющий тип партитуры.

Выбор кода зависит от каталогизируемого ресурса, а также от таких факторов, как количество инструментов или голосов, аранжировка произведения, сокращение или отсутствие оригинального аккомпанемента. Сведения (например, о клавире или хоровой партитуре) могут приводиться в каталогизируемом ресурсе или в библиографической записи с различными значениями, и выбор кода не должен основываться только на этих данных. Коды «c» и «d» используются строго на основе наличия или отсутствия аккомпанемента в оригинальной партитуре. Если ресурс включает партии, их наличие не учитывается при выборе кода в данной позиции. Так, например, «Партитура и партии» не кодируется как «несколько форм изложения нотного текста».

a = полная партитура
Ресурс представляет собой партитуру, т.е. нотную запись, в которой сведены вместе одна под другой все инструментальные и / или вокальные партии сочинения, предназначенного для оркестра, ансамбля, хора, т.е. для многих исполнителей (инструментов). Произведения для одного голоса или инструмента не могут быть записаны в формате партитуры (и должны кодироваться ‘z’).
Код используется в случае, если приведены следующие сведения о форме изложения нотного текста:

русский язык партитура
английский язык score, full score, performance score, playing score
французский язык partition, partition d’orchestre, grande partition
немецкий язык Partitur, Orchesterpartitur, Spielpartitur
итальянский язык partitura, parte con guida
испанский язык Partitura
венгерский partitúra, vezérkönyv

b = карманная или рабочая (учебная) партитура
Длина – два символа.

Партитура, не предназначенная для исполнения, как правило, меньшего формата.
Код используется в случае, если приведены следующие сведения о форме изложения нотного текста:

русский язык карманная партитура
английский язык pocket score, study score, miniature score
французский язык partition de travail, partition de poche, partition miniature, petite partition
немецкий язык Studienpartitur, Taschenpartitur, kleine Partitur
итальянский язык partiturina, partitura tascabile
испанский язык partitura de bolsillo
венгерский Zsebpartitúra

c = клавир (переложение вокальной партитуры для клавишных)
Переложение партитуры произведения для исполнения с сопровождением фортепиано; вокальные партии и/или партии солирующих инструментов остаются без изменений.
Код используется в случае, если приведены следующие сведения о форме изложения нотного текста:

русский язык вокальная партитура, клавир
английский язык vocal score, chorus score
французский язык partition chant et piano, partition vocale
немецкий язык Klavierauszug, Sparte
итальянский язык Spartito
испанский язык partitura vocal

d = хоровая партитура (переложение без аккомпанемента)
Партитура включает только партии для голоса, аккомпанемент был исключен; для вокальных и хоровых партитур, изначально не предусматривающих аккомпанемент, используются соответствующие коды.
Код используется в случае, если приведены следующие сведения о форме изложения нотного текста:

русский язык хоровая партитура
английский язык voice score, choral score
французский язык partition des chœurs
немецкий язык Singpartitur, Chorpartitur
итальянский язык partitura vocale
испанский язык partitura de coro
венгерский kóruspartitúra, karpartitúra

e = дирекцион
Переложение музыкального произведения для оркестра меньшего состава, сокращенная и упрощенная партитура, в которой все голоса / партии вписаны на минимальном количестве нотных станов.
Код используется в случае, если приведены следующие сведения о форме изложения нотного текста:

русский язык дирекцион, сокращенная партитура, дирижерская партитура
английский язык condensed score, [piano / violin, etc.] conductor score
французский язык partition condense, [piano / violon, etc.] conducteur
немецкий язык Direktion, Direktionsstimme, Klavierpartitur
итальянский язык partitura condensata, parte di [pianoforte / violino, etc.] conduttore
испанский язык partitura guión, particela de [piano / violín, etc.] director

f = партитура в графическом представлении
Запись партитуры включает нетрадиционные графические элементы.
Код используется в случае, если приведены следующие сведения о форме изложения нотного текста:

русский язык графическая партитура
английский язык graphic score
французский язык partition graphique
немецкий язык Graphische Partitur
итальянский язык partitura grafica
испанский язык partitura grafica

g = плотная партитура (например, церковные гимны)
Форма записи нотного текста, в которой все партии представлены на минимальном количестве нотных станов (как правило, двух).
Код используется в случае, если приведены следующие сведения о форме изложения нотного текста:

русский язык плотная партитура
английский язык close score, short score
французский язык partition reduite
итальянский язык partitura ristretta
испанский язык partitura reducida

h = табулатура
Способ записи музыкального произведения, основанный на графическом изображении исполнения – буквы, цифры или графические символы используются для обозначения положения пальцев на инструменте или для обозначения нот.
Код используется в случае, если приведены следующие сведения о форме изложения нотного текста:

русский язык табулатура
английский язык tablature, finger notation
французский язык tablature
немецкий язык Tabulatur
испанский язык Cifra, tablatura
итальянский язык Intavolatura
венгерский tabulatura

i = хоровая книга
Форма записи нотного текста, в которой различные вокальные партии записаны на развороте книги.
Код используется в случае, если приведены следующие сведения о форме изложения нотного текста:

русский язык хоровая книга
английский язык choir-book
французский язык livre de choeur
немецкий язык Chorbuch
испанский язык libro de coro
итальянский язык libro corale
венгерский kóruskönyv

j = сжатая партитура
Партитура для голоса и континуо, без каких-либо других инструментов.
Код используется в случае, если приведены следующие сведения о форме изложения нотного текста:

русский язык сжатая партитура
английский язык compressed score
французский язык particella
немецкий язык Cembalo-Partitur, Generalbaßpartitur
испанский язык partitura de coro y continuo
итальянский язык particella

k = псевдо-партитура
Партитура без совмещения голосов по вертикали.
Код используется в случае, если приведены следующие сведения о форме изложения нотного текста:

русский язык псевдо-партитура
английский язык pseudo-score
французский язык pseudo-partition
немецкий язык Pseudo-Partitur
испанский язык Pseudopartitura
итальянский язык Pseudopartitura

l = партия соло
Партия, содержащая соло одного голоса из хора.
Код используется в случае, если приведены следующие сведения о форме изложения нотного текста:

русский язык сольная партия
английский язык solo part
испанский язык particela (parte) solista
итальянский язык cartina

m = несколько форм изложения нотного текста. Отдельные формы приводятся в подполе $c.

n = партитура для одной группы инструментов в оркестре
Код используется в случае, если приведены следующие сведения о форме изложения нотного текста:

французский язык partie en accolade
немецкий язык Partitino
итальянский язык spartitino

o = сокращенная партитура с текстом и обозначениями аккордов
Часто используется в современной поп-музыке; состоит из мелодической линии с буквенными и/или графическими символами, обозначающими аккорды или положение пальцев на гитаре.
Код используется в случае, если приведены следующие сведения о форме изложения нотного текста:

русский язык сокращенная партитура с текстом и аккордами
английский язык text and chords
французский язык texte et accords
итальянский язык testo e accordi

p = настольная книга партитур (table book)
Партии выписаны на страницах разворота с различной ориентацией текста (для исполнителей, располагающихся вокруг стола с книгой)
Код используется в случае, если приведены следующие сведения о форме изложения нотного текста:

русский язык настольная книга партитур
английский язык table book
итальянский язык partitura da tavolo

u = неизвестен

x = не применяется (не является партитурой)
Каталогизируемый ресурс не содержит нотный текст. Это значение присваивается всем звукозаписям.

z = другие
Форма представления нотного текста, для которой невозможно применить ни одно из указанных значений. Как правило, это обозначает, что каталогизируемый ресурс не является партитурой. Это значение может присваиваться, например, музыкальным произведениям для отдельного инструмента (даже если нотный текст представлен на двух нотных станах), для отдельного голоса или для композиций, которые состоят только из инструкций для исполнителя. Произведениям для фортепиано для исполнения в четыре руки также может присваиваться этот код. Кроме того, код ‘z’ присваивается ресурсам, которые содержат несколько партий, если отсутствует другая форма представления нотного текста.

$a / Позиция символа 1.  Определитель партий.
Односимвольный код указывает, представлены ли партии в партитуре

а = партии представлены (инструментальные и вокальные)

b = инструментальные партии

c = вокальные партии

u = неизвестно

х = не применяется (включая сочинения для одного инструмента или голоса)

у = партии не представлены
Код ‘a’ используется для обозначения наличия одного или нескольких выпусков, предназначенных для отдельного исполнителя в ансамбле. Музыкальные произведения, написанные для одного инструмента или одного голоса, кодируются ‘x’. Код ‘a’ используется в случае, если приведены следующие сведения о нотном тексте:

русский язык тетрадь
английский язык part(s), part book(s)
французский язык partie(s), partie(s) séparée(s)
немецкий язык Stimme(n), Stimmbuch/-bucher
испанский язык particela(s), parte(s)
итальянский язык parte/i, parte/i staccata/e
венгерский язык szólamkönyv
$b Определитель литературного текста

Буквенные коды, определяющие тип литературного текста для немузыкального исполнения. Может использоваться до двух односимвольных кодов (выравниваемых влево; если используется один код – не используемая позиция содержит символ пробела "#"). Если тип литературного текста может быть выражен более, чем двумя кодами, выбор кодов осуществляется в порядке нижеприведенной последовательности. Не повторяется.

Используются следующие коды:

а = стихотворение

b = драма

с = беллетристика (роман, новелла и т.д.)

d = историческая информация

е = лекция, речь

f = инструкция

g = песня

h = автобиография

i = биография

j = эссе

k = репортаж

1 = воспоминание

m = пересказ

n = интервью

о = рекламный текст

р = материал для изучения языков

q = труды конференции

r = комедия

s = народная сказка

t = религиозный текст

z = другие типы литературного текста

$c Несколько форм изложения нотного текста

Односимвольный код, определяющий отдельные формы изложения нотного текста, если 125 $a/0 = m (несколько форм изложения нотного текста). Подполе может содержать любое необходимое количество кодов. Не повторяется.

Используются следующие коды:

a = полная партитура

b = карманная или рабочая (учебная) партитура

c = клавир (переложение вокальной партитуры для клавишных)

d = хоровая партитура (переложение без аккомпанемента)

e = дирекцион, партия ведущего фортепиано (скрипки и т.д.)

f = партитура в графическом представлении

g = плотная партитура (например, церковные гимны)

h = табулатура

i = хоровая книга

j = сжатая партитура

k = псевдопартитура

l = партия соло

n = партитура для одной группы инструментов в оркестре

o = сокращенная партитура с текстом и обозначениями аккордов

p = настольная книга (table book)

u = неизвестно

x = не применяется, не является партитурой

z = другие

# = не используется

Взаимосвязанные поля

208    СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ОБЛАСТЬ МАТЕРИАЛА ИЛИ ВИДА РЕСУРСА: НОТНЫЕ РЕСУРСЫ – ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ НОТНОГО ТЕКСТА
Поле содержит сведения о форме изложения нотного текста

Примеры


126  Поле кодированных данных: звукозаписи – физические характеристики

Определение поля

Поле содержит кодированные данные, относящиеся к физическим характеристикам звукозаписи.

Наличие

Факультативное.
Не повторяется.

Индикаторы

Индикатор 1 : # (не определен)
Индикатор 2 : # (не определен)

Подполя

$a Кодированные данные звукозаписи (общие)

Обязательное, если поле 126 приводится в записи.
Повторяется.
Таблица элементов данных фиксированной длины подполя $а:

Наименование элемента данных Количество символов Позиции символов
Вид носителя 1 0
Скорость 1 1
Вид звука 1 2
Ширина дорожки 1 3
Размеры носителя звукозаписи 1 4
Ширина ленты 1 5
Конфигурация ленты 1 6
Сопроводительный текстовый материал 6 7–12
Техника записи 1 13
Особые характеристики воспроизведения 1 14
$b Кодированные данные звукозаписи (уточнения)

Обязательное, если поле 126 приводится в записи.
Не повторяется.
Таблица элементов данных фиксированной длины подполя $b:

Наименование элемента данных Количество символов Позиции символов
Вид диска цилиндра или ленты 1 0
Вид материала 1 1
Вид нарезки 1 2

Примечание о содержании поля
$a Кодированные данные звукозаписи (общие)

$a / Позиция символа 0.  Вид носителя.
Односимвольный код, указывающий на вид носителя.

а = диск (грп., CD)

b = лента (открытая катушка)

с = лента (кассетная двухкатушечная)

d = лента (кассетная однокатушечная)

е = запись на магнитной проволоке

f = цилиндр

g = валик (механическое пианино или орган)

h = пленка

z = другие

$a / Позиция символа 1.  Скорость.
Односимвольный код, определяющий скорость.

u = неизвестна

х = не применяется

z = другие (например, нестандартная скорость для микродорожек пластинок до 1906 г.)

Диски:

а = 16 2/3 об/мин

b = 33 1/3 об/мин

с = 45 об/мин

d = 78 об/мин

е = 8 об/мин

g = 1,4 м/сек (компакт-диски)

Цилиндры:

h = 1 дюйм в сек (120 об/мин)

i = 160 об/мин

Ленты:

k = 1 7/8 дюйма (4,8 см) в сек

l = 15/16 дюйма (2,4 см) в сек

m = 3 3/4 дюйма (9,5 см) в сек

n = 7 1/2 дюйма (19 см) в сек

о = 15 дюймов (38,1 см) в сек

р = 30 дюймов (76,2 см) в сек

q = 8/10 дюйма (2 см) в сек

r = 4/10 дюйма (1 см) в сек

$a / Позиция символа 2.  Вид звука.
Вид звука

а = монофонический

b = стереофонический

с = квадрофонический

u = неизвестно

z = другие

$a / Позиция символа 3.  Ширина дорожки.
Односимвольный код, указывающий на ширину дорожки дисков.

а = широкая/стандартная

b = микродорожка/узкая

u = неизвестно

х = не применяется

z = другие

Широкая/стандартная: диски со скоростью проигрывания 78 об/мин имеют обычно широкие дорожки. Цилиндры со скоростью проигрывания 120 об/мин (имеющие 100 дорожек на дюйм) имеют обычно стандартные дорожки.
Микродорожка/узкая: диски со скоростью проигрывания 16 2/3, 33 1/3 и 45 об/мин имеют обычно микродорожки. Цилиндры со скоростью проигрывания 160 об/мин (имеющие 200 дорожек на дюйм) имеют обычно узкие дорожки.
Не применяется: имеются в виду компакт-диски, не имеющие дорожек.

$a / Позиция символа 4.  Размеры носителя звукозаписи.
Односимвольный код, определяющий диаметр открытой катушечной ленты, диска или размеры кассеты с двумя катушками, кассеты с одной катушкой или цилиндра.

а = 3 дюйма (7,6 см)

b = 5 дюймов (12,7 см)

с = 7 дюймов (17,8 см)

d = 10 дюймов (25,4 см)

е = 12 дюймов (30,5 см)

f = 16 дюймов (40,6 см)

g = 14 дюймов (35,6 см)

h = 43/4 дюйма (12,1 см) (компакт-диск)

j = 3 7/8 х 21/2 дюймовая (9,8 см х 6,4 см) кассета

о = 51/4 х 3 7/8 дюймовая (13,3 см х 9,8 см) кассета

s = 23/4 х 4 дюймовый (7 см х 10,2 см) цилиндр

u = неизвестно

х = не применяется

z = другие

$a / Позиция символа 5.  Ширина ленты.
Односимвольный код, определяющий ширину ленты.

а = 1/4 дюйма (6 мм)

b = 1/2 дюйма (13 мм)

с = 1 дюйм (25 мм)

d = 1/8 дюйма (3 мм)

е = 2 дюйма (51 мм)

f = 1/3 дюйма (8 мм)

u = неизвестно

х = запись не на ленте

z = другие

$a / Позиция символа 6.  Конфигурация ленты.
Односимвольный код, указывающий на конфигурацию ленты.

а = одна дорожка

b = две дорожки

с = четыре дорожки

d = восемь дорожек

е = двенадцать дорожек

f = шестнадцать дорожек

g = двадцать четыре дорожки

h = шесть дорожек

u = неизвестно

х = запись не на ленте

z = другие

$a / Позиции символов 7 - 12.  Сопроводительный текстовый материал.
Буквенные коды, определяющие содержание сопроводительного текста. Может использоваться до шести односимвольных кодов (выравниваются влево). Неиспользуемые позиции содержат пробелы. Если имеется более шести сопроводительных текстов, предпочтение для представления в записи отдается значениям, наиболее существенным для характеристики основной единицы.

а = дискография

b = библиография

с = тематический указатель

d = либретто или текст

е = биография композитора

f = биография исполнителя или история ансамбля

g = технические или исторические сведения об инструментах

h = техническая информация об исполнении музыки

i = исторические сведения о музыке

j = другая историческая информация

k = этнологическая информация

l = биография аранжировщика или лица, осуществившего переложение

r = инструктивный материал

s = партитура

z = другой сопроводительный текстовый материал

$a / Позиция символа 13.  Техника записи.
Односимвольный код, определяющий технику записи.

а = акустическая

b = электрическая

с = цифровая

u = неизвестно

z = другие

$a / Позиция символа 14.  Особые характеристики воспроизведения.
Односимвольный код, указывающий на характеристики воспроизведения.

а = стандарт NAB

b = стандарт CCIR/IEC

с = обработано DBX

d = цифровая (компакт-диск)

е = кодировано Dolby-A

f = кодировано Dolby-B

g = кодировано Dolby-C

h = кодировано СХ

х = не применяется

u = неизвестно

z = другие
$b Кодированные данные звукозаписи (уточнения)

$b / Позиция символа 0.  Вид диска, цилиндра или ленты.
Односимвольный код, определяющий тип диска, цилиндра или ленты.

а = пробная (уникальная, монтаж на месте)

b = массовое производство (большинство коммерческих дисков или лент)

с = эталонная лента

d = дубликат эталонной ленты

е = эталонный диск (негатив)

f = эталонный (позитив)

g = матрица (негатив)

h = пробная прессовка

u = неизвестно

х = не применяется

z = другие

$b / Позиция символа 1.  Вид материала.
Односимвольный код, определяющий вид материала дисков, цилиндров или лент.

u = неизвестно

х = не применяется

z = другие

Диски:

а = лакированные (например, ацетатные)

b = металлические (например, алюминиевые)

с = шеллаковая прессовка (массовое производство)

d = пластиковая прессовка (массовое производство)

е = металлические и пластиковые (компактные диски)

Цилиндры:

g = восковые (пробные)

h = пластиковые (массовое производство)

Ленты:

i = с бумажной подложкой

j = ацетатные

k = полихлорвиниловые

1 = полиэстерные

$b / Позиция символа 2.  Вид нарезки.
Односимвольный код, определяющий вид нарезки. Так как все цилиндры имеют нарезку выступами и углублениями, использование этой позиции для цилиндров необязательно.

а = боковая или комбинированная нарезка

b = вертикальная (выступы и углубления) нарезка

u = неизвестно

х = не применяется

Примеры


127  Поле кодированных данных: продолжительность звукозаписей и нотных ресурсов (музыкальное исполнение)

Определение поля

Поле содержит одно или более шестизначных чисел, соответствующих продолжительности звукозаписи, части звукозаписи или приблизительно подсчитанной продолжительности композиции, содержащейся в нотном ресурсе.

Наличие

Факультативное.
Не повторяется.

Индикаторы

Индикатор 1 : # (не определен)
Индикатор 2 : # (не определен)

Подполя

$a Продолжительность

Подполе содержит шесть цифр, определяющих:

  • продолжительность звукозаписи, части звукозаписи
  • приблизительную оценку продолжительности исполнения музыкального произведения, содержащегося в нотном ресурсе.
Время разделено на три подэлемента длиной два символа каждый, представляющих часы, минуты и секунды. Каждый подэлемент выравнен вправо. Неиспользуемые позиции содержат пробелы или нули.

Обязательное, если поле 127 приводится в записи.
Повторяется.

Примечания о содержании поля

В поле 127 продолжительность звукозаписей и нотных ресурсов записывается в кодированной форме. Продолжительность может также записываться в традиционной форме в общих примечаниях (пример 3) или примечаниях о содержании (пример 4).

Пример(ы): 3, 4

Взаимосвязанные поля

215    ФИЗИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
В текстовом виде сведения о продолжительности звукозаписи приводятся в поле 215 подполе $a.
300    ОБЩИЕ ПРИМЕЧАНИЯ
Если необходимо привести примечание, относящееся к продолжительности звукозаписи, то оно вводится в поле 300.
327    ПРИМЕЧАНИЯ О СОДЕРЖАНИИ
Сведения о продолжительности отдельных произведений, входящих в каталогизируемый аудиоресурс, могут приводиться в примечании о содержании в поле 327.

Примеры


128  Поле кодированных данных: музыкальная форма, тональность и лад

Определение поля

Поле определяет музыкальную форму, а также тональность или лад музыкального произведения.
Как правило, поле используется в записях, не реализующих FRBR / IFLA LRM.
В записях, составленных в соответствии с FRBR / IFLA LRM, информация о музыкальной форме, тональности и ладе музыкального произведения записывается в связанных авторитетных/нормативных записях, описывающих соответствующее произведение / выражение.

Наличие

Факультативное.
Повторяется.

Индикаторы

Индикатор 1 : # (не определен)
Индикатор 2 : # (не определен)

Подполя

$a Музыкальная форма

Код, определяющий музыкальную форму. Если представлено более одной формы, подполе повторяется.
См. список кодов музыкальной формы.
См. таблицу соответствия кодированного обозначения формы композиции индексам ББК.
См. таблицу соответствия индексов ББК кодированному обозначению формы композиции.

Факультативное.
Повторяется.
$b [Устаревшее] Инструменты или голоса, необходимые для ансамблей (музыкальное воспроизведение или партитура)

Вместо данного подполя используется поле 146. Длина подполя – 2 символа.

Факультативное.
Повторяется.
$c [Устаревшее] Инструменты или голоса, рекомендуемые для солистов (музыкальное воспроизведение или партитура)

Вместо данного подполя используется поле 146. Длина подполя – 2 символа.

Факультативное.
Повторяется.
$d Тональность или лад музыкального произведения

Содержит код, определяющий тональность или церковный лад музыкального произведения, если эта информация является существенной. Мажорные тональности обозначаются буквами 'a'-'g', минорные тональности – буквами 'a'-'g', за которыми следует буква 'm'; диез – буквой 'x', бемоль – буквой 'b', следующей за кодом тональности. "Григорианский" церковный лад обозначается числами '01' - '13' (пример 4).
См. список кодов тональности и лада.

Факультативное.
Не повторяется.

Взаимосвязанные поля

146    ПОЛЕ КОДИРОВАННЫХ ДАННЫХ: СРЕДСТВО ИСПОЛНЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
500    УНИФИЦИРОВАННОЕ ЗАГЛАВИЕ
506    ЗАГЛАВИЕ (ПРОИЗВЕДЕНИЕ)
507    ЗАГЛАВИЕ (ВЫРАЖЕНИЕ)
576    ИМЯ / ЗАГЛАВИЕ (ПРОИЗВЕДЕНИЕ)
577    ИМЯ / ЗАГЛАВИЕ (ВЫРАЖЕНИЕ)

Примеры


130  Поле кодированных данных: микроформы – физические характеристики

Определение поля

Поле содержит кодированные данные, относящиеся к микроформам.

Наличие

Факультативное.
Повторяется, когда несколько микроформ описано в одной библиографической записи.

Индикаторы

Индикатор 1 : # (не определен)
Индикатор 2 : # (не определен)

Подполя

$a Кодированные данные: микроформы – физические характеристики

Все данные, введенные в $а, идентифицируются позициями символов внутри подполя. Позиции символов нумеруются от 0 до 10. Все позиции символов должны присутствовать в подполе.

Обязательное, если поле 130 присутствует в записи.
Не повторяется.
Таблица элементов данных фиксированной длины подполя $а:

Наименование элемента данных Количество символов Позиции символов
Специфическое обозначение материала 1 0
Полярность 1 1
Размеры 1 2
Кратность уменьшения 1 3
Точное значение кратности уменьшения 3 4–6
Цвет 1 7
Эмульсия пленки 1 8
Поколение 1 9
Основа пленки 1 10

Примечание о содержании поля

$a / Позиция символа 0.  Специфическое обозначение материала.

а = апертурная карта

b = микроформа в патроне

с = микрофильм кассетный

d = микрофильм рулонный

е = микрофиша

f = микрофиша кассетная

g = микроопак

h = микрофильм в отрезке (джеккет)

u = не определено

z = другие

$a / Позиция символа 1.  Полярность.

a = позитивная

b = негативная

d = смешанная полярность

u = неизвестно

$a / Позиция символа 2.  Размеры.

а = 8 мм (микрофильм)

d = 16 мм (микрофильм)

f = 35 мм (микрофильм)

g = 70 мм (микрофильм)

h = 105 мм (микрофильм)

l = 3 х 5 дюймов (76 х 127 мм) (микрофиша или микроопак )

m = 4 х 6 дюймов (105 х 148 мм) (микрофиша или микроопак)

о = 6 х 9 дюймов (152 х 229 мм) (микрофиша или микроопак)

р = 3 1/4 х 7 3/8 дюймов (82х187 мм) (апертурная карта)

u = неизвестно

z = другое

$a / Позиция символа 3.  Кратность уменьшения.

а = низкая кратность

b = нормальная кратность (16 х – 30 х) (от 16 до 30-кратного)

с = высокая кратность (31х – 60х) (от 31 до 60-кратного )

d = очень высокая кратность (61х – 90х) (от 61 до 90-кратного)

е = сверхвысокая кратность (91х – ) (91-кратное и выше)

u = неизвестно

v = кратность варьируется

$a / Позиции символов 4 - 6.  Точное значение кратности уменьшения.
Увеличение, необходимое для того, чтобы сделать микроформу читаемой. Обычно указано в ресурсе. Если значение указано, оно выравнивается вправо нулями. Отсутствующая цифра заменяется 'u'. Если число неизвестно, позиции заполняются пробелами (#).

$a / Позиция символа 7.  Цвет.

a = одноцветный
Ресурс выполнен в одном цвете. Включает черно-белые ресурсы.

b = многоцветный
Ресурс выполнен с использованием более одного цвета.

u = неизвестно

v = смешанный
Ресурс или коллекция является комбинацией черно-белых и/или цветных изображений.

z = другое
Ресурс имеет цветовые характеристики, отличные от описанных выше. Включает сепию, тоновое изображение и т.д.

$a / Позиция символа 8.  Эмульсия пленки.

а = галогенидосеребряная

b = диазо-пленки

с = везикулярная

u = неизвестно

v = смешанная эмульсия

х = не применяется

z = другие

$a / Позиция символа 9.  Поколение.

а = запасная страховая копия (первое поколение, эталон)

b = основная страховая копия

с = рабочая копия

u = неизвестно

v = смешанное поколение

$a / Позиция символа 10.  Основа пленки.

а = безопасная основа, материал не определен

b = опасная основа (например, нитратная)

c = безопасная основа, ацетатная не определенная

d = безопасная основа, диацетатная

e = безопасная основа, полиэстер

f = безопасная основа, смешанная; безопасная пленка нескольких видов, соединенная вместе, кроме нитратной

g = безопасная основа, триацетатная

u = неизвестно

х = не применяется

Примеры


131  Поле кодированных данных: картографические ресурсы – геодезические и координатные сетки и система измерений

Определение поля

Поле содержит кодированные данные, относящиеся к деталям геодезической и координатных сеток и системы измерений картографических ресурсов.

Наличие

Факультативное.
Не повторяется.

Индикаторы

Индикатор 1 : # (не определен)
Индикатор 2 : # (не определен)

Подполя

$a Сфероид

Двухсимвольный код, определяющий используемый сфероид.

Факультативное.
Повторяется.
$b Горизонтальная основа системы координат.

Трехсимвольный код, определяющий горизонтальную начальную ось, указанную в картографическом ресурсе.

Факультативное.
Повторяется для каждой начальной оси.
$c Система координат

Двухсимвольный код, определяющий главную систему координат. Этот код (и коды в подполях $d и $e) определяют сфероид сетки (в противоположность сфероиду карты, указанному в подполе $a).

Факультативное.
Повторяется.
$d Наложенные сетки

Двухсимвольный код, определяющий дополнительную сетку, наложенную на картографическое изображение.

Факультативное.
Повторяется.
$e Дополнительная сетка

Двухсимвольный код, определяющий дополнительную сетку координат, которая представлена в виде выходов линий сетки отметок.

Факультативное.
Повторяется.
$f Начало отсчета высот

Двухсимвольный код, определяющий исходную уровенную поверхность, от которой ведется отсчет высот в картографических ресурсах.

Факультативное.
Повторяется для каждого уровня.
$g Единицы измерения высот

Двухсимвольный код, определяющий единицы системы измерения высот.

Факультативное.
Повторяется.
$h Сечение рельефа

Максимальная длина кода – от одного до четырех символов, определяющих значение сечения рельефа всегда в единице измерения, указанной в подполе $g. Может быть записана десятичная дробь до одной десятой. Более точные значения должны округляться.

Факультативное.
Повторяется для каждого значения, когда, например, значение изменяется с высотой.
$i Вспомогательное сечение рельефа

До четырех символов, определяющих значение интервала дополнительных горизонталей, то есть горизонталей, использующихся между основными горизонталями для уточнения рельефа местности (например, в области низкого рельефа с небольшим перепадом высот), или горизонталей, значения которых не повторяются на поверхности карты. Единицы системы измерения указаны в подполе $g. Может быть записана десятичная дробь с одной десятой. Более точные значения должны округляться.

Факультативное.
Повторяется.
$j Единицы батиметрического измерения глубин

$k Батиметрические интервалы (шкала глубин)

$l Дополнительные изобаты

Океанографический эквивалент подполей $g, $h и $i. Правила использования подполей $j, $k и $l – те же, что и для $g, $h и $i.

Примечания о содержании поля

Список кодов см. в Приложении F  

Взаимосвязанные поля

120    ПОЛЕ КОДИРОВАННЫХ ДАННЫХ: КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ – ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
121    ПОЛЕ КОДИРОВАННЫХ ДАННЫХ: КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ – ФИЗИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Поля используются для кодирования других характеристик картографических материалов.

Примеры


135  Поле кодированных данных: электронные ресурсы

Определение поля

Поле содержит кодированные данные, относящиеся к электронным ресурсам.

Наличие

Факультативное.
Повторяется, когда в одной записи описывается более одного типа электронных ресурсов.

Индикаторы

Индикатор 1 : # (не определен)
Индикатор 2 : # (не определен)

Подполя

$a Кодированные данные для электронного ресурса

Все данные, записываемые в подполе $a, идентифицируются позицией символа в подполе. Позиции символов нумеруются от 0 до 12. Все позиции символов должны быть представлены в подполе.

Обязательное, если поле 135 приводится в записи.
Не повторяется.
Элементы фиксированной длины подполя $a:

Наименование элемента данных Количество символов Позиции символов
Вид электронного ресурса 1 0
Специальное обозначение материала 1 1
Цвет 1 2
Размеры 1 3
Звук 1 4
Битовая глубина изображения 3 5–7
Количество файловых форматов 1 8
Гарантия качества копии 1 9
Предшественник / источник 1 10
Уровень сжатия 1 11
Качество преобразования 1 12

Примечание о содержании поля

$a / Позиция символа 0.  Вид электронного ресурса.
Односимвольный код, указывающий на тип файла.
Для определения вида электронного ресурса рекомендуется использовать поле 139. При использовании поля 139 данная позиция содержит символ-заполнитель. Если поле 139 не используется, то данная позиция может содержать следующие коды.

a = цифровой
Файл, который преимущественно содержит цифровые данные или что-либо, представленное цифрами. Например, информация о результатах студенческих контрольных, статистика, касающаяся футбольной команды и т.д. Информация может быть результатом первоначального изучения или может быть уже обработана.

b = компьютерная (/ые) программа (/ы)
Файл, который содержит упорядоченный набор инструкций для представления компьютером основных операций, для определения требуемых данных и устройств. Включает видеоигры, программное обеспечение для микрокомпьютеров и компьютерные модели.

с = изображение
Файл, который содержит изобразительную или графическую информацию, которая может быть обработана вместе с другими типами файлов для получения графических моделей, которые могут быть использованы для интерпретации и придания значения информации.

d = текст
Файл, который содержит преимущественно буквенную информацию (слова или предложения), конвертированную в кодированный формат, который может быть обработан и отсортирован компьютером и затем запрошен в различных произвольных форматах. Например, библиографические файлы, файлы, содержащие литературные тексты.

e = библиографические данные
Ресурс состоит из данных с библиографическими ссылками, включая данные библиотечных каталогов. Данные в ресурсе могут приводиться в структурированной или неструктурированной форме.

f = шрифт
Ресурс содержит информацию для генерации шрифта компьютером.

g = игра
Ресурс представляет собой игру развлекательного или образовательного характера. Как правило, игра состоит из текста и программы. Видеоигры также кодируются 'g'.

h = звуковой файл
Ресурс содержит данные для воспроизведения звука компьютером.

i = интерактивный мультимедиа ресурс
Ресурс поддерживает навигацию и обеспечивает управление различными видами данных – аудио, видео и т.д.

j = онлайновая система или сервис
Ресурс представляет собой онлайновую систему или сервис и может включать не-библиографическую информацию. Онлайновая система или сервис поддерживает системное взаимодействие с пользователем. Примеры: онлайновые библиотечные системы, ftp-сайты, электронные доски объявлений, веб-сайты, сетевые информационные центры.

u = не определено
Тип файла неизвестен

v = комбинация
Файл, содержащий различные типы данных.

z = другие

$a / Позиция символа 1.  Специальное обозначение материала.
Односимвольный код, определяющий тип носителя.

a = кассета с магнитной лентой

b = компьютерная микросхема в кассете

c = кассета с компьютерным оптическим диском

d = компьютерный диск, тип не определен

e = кассета с компьютерным диском, тип не определен

f = кассета с компьютерной магнитной лентой

h = магнитная лента для мэйн-фрэймов

j = магнитный диск

k = компьютерная карта

m = компьютерный магнито-оптический диск

o = компьютерный оптический диск

r = системы удаленного доступа; онлайн

s = автономное устройство

u = неизвестно

z = другие

$a / Позиция символа 2.  Цвет.
Односимвольный буквенный код, определяющий цветовые характеристики компьютерного файла.
Рекомендуется для определения цвета использовать кодированные поля, соответствующие виду ресурса (например, 115 или 116). При этом данная позиция должна содержать символ-заполнитель (' | '). Если эти поля не используется, то позиция 2 может содержать следующие коды.

a = одноцветный
В ресурсе используется только один цвет. Не включает черно-белые ресурсы и ресурсы в серой шкале.

b = черно-белый
В ресурсе используется только черный и белый цвет (т.е. используется только два уровня).

c = многоцветный
В ресурсе используется более одного цвета.

g = серая шкала
В ресурсе используются только оттенки серого цвета.

m = смешанный
Ресурс является комбинацией черно-белых изображений, серой шкалы, и/или цветных изображений.

n = не применяется
Цветовые характеристики не применимы.

u = неизвестно

z = другое
Ресурс имеет цветовые характеристики, отличные от описанных выше. Включает сепию, тоновое изображение и т.д.

$a / Позиция символа 3.  Размеры.
Односимвольный буквенный код, используемый для определения размеров носителя, на котором записан компьютерный файл. Кодируются только наиболее распространенные размеры. В большинстве случаев размеры относятся к контейнеру, в котором находится магнитный или оптический носитель.

a = 3,5"

e = 12"

g = 4,75" или 12 см

i = 1 1/8" х 2 3/8"

j = 3 7/8" х 2,5"

n = не применяется

o = 5,25"

u = неизвестно

v = 8"

z = другой

$a / Позиция символа 4.  Звук.

# = нет звука

a = звук на носителе

u = неизвестно

$a / Позиции символов 5 - 7.  Битовая глубина изображения.
Трехсимвольный цифровой код определяющий точную битовую глубину отсканированного изображения (изображений), составляющего электронный ресурс. В том случае, когда точная битовая глубина не может быть указана, позиции 5–7 содержат трехсимвольный буквенный код. Битовая глубина вычисляется как число битов, используемых для определения каждого пикселя изображения.
Когда точное значение для позиций 5–7 не может быть установлено, или когда значения битовой глубины отличаются для разных изображений, составляющих электронный ресурс, используются коды '---' (неизвестно) и 'mmm' (несколько типов изображений).

001-999 = точное значение битовой глубины

mmm = более, чем один тип изображений

nnn = не применяется

--- = неизвестно

$a / Позиция символа 8.  Количество файловых форматов.

a = один формат файлов

m = несколько форматов файлов

u = неизвестно

$a / Позиция символа 9.  Гарантия качества копии.
Односимвольный буквенный код определяющий, было ли качество копии обеспечено в момент преобразования / создания ресурса.

a = отсутствует

n = не применяется

p = присутствует

u = неизвестно

$a / Позиция символа 10.  Предшественник / источник.

a = файл репродуцирован с оригинала

b = файл репродуцирован с микроформы

c = файл репродуцирован с компьютерного файла

d = файл репродуцирован с промежуточного носителя, но не с микроформы

m = смешанный

n = не применяется

u = неизвестно

$a / Позиция символа 11.  Уровень сжатия.

a = нет сжатия

b = сжатие без потерь

d = сжатие с потерями

m = смешанное

u = неизвестно

$a / Позиция символа 12.  Качество преобразования.
Односимвольный буквенный код определяет основные физические характеристики и предполагаемое использование преобразованного электронного ресурса, определяет различие между файлами, предназначенными для доступа к исходному ресурсу, и файлами, предназначенными для хранения (и возможной замены) исходного ресурса.

a = доступ
Электронный ресурс поддерживает текущий электронный доступ к исходному ресурсу, но качество ресурса не достаточно для того, чтобы он мог, в случае необходимости, заменить оригинал.

n = не применяется

p = сохранение
Электронный ресурс был создан с целью поддержания сохранности оригинала

r = замена
Электронный ресурс обладает достаточно высоким качеством и был создан таким образом, чтобы в случае утраты, повреждения или разрушения заменить исходный ресурс для распечатки, просмотра на экране или прослушивания через звуковоспроизводящее устройство.

u = неизвестно

Взаимосвязанные поля

183    ПОЛЕ КОДИРОВАННЫХ ДАННЫХ: ТИП НОСИТЕЛЯ
203    ВИД СОДЕРЖАНИЯ И СРЕДСТВО ДОСТУПА
230    ОБЛАСТЬ СПЕЦИФИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ: ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
231    ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦИФРОВОГО ФАЙЛА
283    ТИП НОСИТЕЛЯ
336    ПРИМЕЧАНИЕ О ВИДЕ ЭЛЕКТРОННОГО РЕСУРСА

Примеры


139  Поле кодированных данных: электронные ресурсы

Определение поля

Поле содержит кодированные данные, относящиеся ко всем видам ресурсов на машиночитаемых носителях.

Наличие

Рекомендуется для любых видов ресурсов на машиночитаемых носителях.
Повторяется (см. примечание о содержании поля).

Индикаторы

Индикатор 1 : # (не определен)
Индикатор 2 : # (не определен)

Подполя

$a Кодированные данные

Обязательное, если поле 139 присутствует в записи.
Не повторяется.
Элементы фиксированной длины подполя $a:

Наименование элемента данных Количество символов Позиции символов
Платформа 1 0
Характеристика 1 1
Тип ресурса 2 2–3
Зарезервировано 3 4–6

$a / Позиция символа 0.  Платформа.
Односимвольный код, определяющий программную платформу (операционную систему), необходимую для функционирования каталогизируемого ресурса. В тех случаях, когда $a/2 содержит код 'a' – операционная система, $a/0 служит для уточнения того, какая именно операционная система описывается.
В случае описания сетевого ресурса в этой позиции, как правило, используется код u.

Рекомендуется для локальных ресурсов.

a = BIOS (как правило, для тех случаев, когда $a/2 содержит код "a")

b = MS-DOS

c = Windows

d = Macintosh

e = OS/2

g = Unix

i = Mobile (включая Palm, Handheld, Cell Phones, WAP, Personal Digital Assistance, Pocket, New Release)

j = Amiga

k = Atari

l = Play Station

u = неизвестно

z = другое

$a / Позиция символа 1.  Характеристика.
Введено для согласования с типологией ISBD и DC.Type. Легко проверить, что сочетание данных из поз. 6 маркера записи, поз. $a/2 и $a/3 настоящего поля дают полностью типологию ISBD и все значения DC.Type.
С другой стороны, часто бывает непросто определить какой символ проставлять в этой позиции, например, a – данные или b – программное обеспечение. В частности, CD со звукозаписями содержит явно аудиоданные, но, кроме этого может содержать драйверы и Программу-плейер. В таких случаях рекомендуется, либо выделять основной элемент ресурса (в данном случае, видеоданные) и использовать соответствующий код, либо, если однозначно выделить основной элемент нельзя, или соответствие типологии ISBD и DC.Type не очень беспокоит каталогизатора, рекомендуется использовать # в этой позиции. Поэтому эта позиция рассматривается как:

Факультативная.

a = данные

b = программное обеспечение

c = сервис (например, веб-сайт, если описывается именно веб-сайт, а не ресурс, содержащийся на нем; newsgroups, интернет-магазины и т.п.)

d = событие (например, телемост)

z = другое

$a / Позиции символов 2 - 3.  Тип ресурса.
Две позиции по одному символу, определяющие тип каталогизируемого ресурса. Поз. 3 используется в тех случаях, когда каталогизируемый ресурс может быть отнесен более, чем к одному из перечисленных типов. Например, Intranet может быть отнесен к категории "Интернет" по признаку использования Интернет-технологий, и к категории "Работа в сети", по признаку использования в локальных сетях. Другой пример – обучающие или образовательные программы, которые строятся в виде игр.

Примечание:
Поз. 2–3 используется, как правило, когда каталогизируемый ресурс является программным. Также эти позиции могут использоваться для описания типов данных, если требуется уточнение информации, даваемой поз.6 маркера записи (см., например, ниже коды d, g, i). В других случаях рекомендуется не использовать эти позиции и проставлять в них символы-заполнители. Если используется только поз.2, в поз.3 проставляется пробел.

a = операционная система
В отличие от поз. 0, здесь указывается операционная система, если она является объектом описания.

b = Интернет
Проставляется для ресурсов, предназначенных для работы в Интернет, или использующие Интернет-технологии, включая любые Интернет-клиенты, например, Интернет-браузеры и др. Примеры подкатегорий, обычно относящихся к этому типу ресурса на различных поисковых серверах Интернет: Web Creation, Retrieval Programs, Intranet, Search Engines, Internet Security, Internet Applications и др.

c = pабота в сети (Networking)
Проставляется для ресурсов, предназначенных для работы в локальных сетях и любых глобальных сетях, если используются технологии, отличные от Интернет-технологий. Примеры подкатегорий: Servers, Groupware, Transaction processing и др.

d = музыка
Независимо от наличия в поз. 6 маркера записи кода "j" – звукозаписи музыкальные, код "d" может использоваться совместно с кодом "g" – проекционные и видеоматериалы для случая цифровых музыкальных видеозаписей. С другой стороны, коды "j" в поз. 6 маркера и "b = электронное" в позиции символа 0 подполя $a поля 182 вполне описывают цифровые музыкальные звукозаписи, и применение кода "d" в поле 139 не является необходимым.

e = редактирование цифровых звукозаписей
Код используется для описания программ-редакторов цифровых аудиофайлов. В этом случае в поз. 6 маркера записи проставляется код "l" – компьютерные файлы.

f = другие программы работы со звукозаписями
В этом случае в поз. 6 маркера записи проставляется код "l" – компьютерные файлы. Примеры подкатегорий: Voice recognition и др.

g = фильмы
Код используется для уточнения значения, даваемого кодом "g" в поз. 6 маркера записи. Код присваивается цифровым художественным, документальным, мультипликационным и т.п. фильмам.

h = редактирование цифровых видеозаписей
Код используется для описания программ-редакторов цифровых видео-файлов. В этом случае в поз. 6 маркера записи проставляется код "l" – компьютерные файлы.

i = другие программы работы с видеозаписями
В этом случае в поз. 6 маркера записи проставляется код "l" – компьютерные файлы.

j = графические редакторы
Код используется для описания программ-редакторов цифровых графических файлов. В этом случае в поз. 6 маркера записи проставляется код "l" – компьютерные файлы. Помимо самих графических редакторов включает подкатегории: Design, Animation (включая 3D анимацию), Document Imaging и др.

k = программы работы с текстом
Включает подкатегории: Настольные издательские системы, Текстовые редакторы, Программы-переводчики, Программы проверки грамматики, Шрифты, включая наборы шрифтов, редакторы шрифтов, программы-конверторы шрифтов, Программы распознавания текста и др.

l = компьютерные игры
Помимо самих компьютерных игр, включает подкатегории: Hobbies, Simulators, Biorhythm, Genealogy, Horoscope, Easter Eggs и др.

m = программирование
Код используется для описания программных ресурсов, поддерживающих процессы создания программ на любых языках программирования, включая специальные редакторы, отладчики, компиляторы, интерпретаторы, исходные тексты и др.

n = CAD (Computer Aided Design) Programs
Код используется для описания конструкторских программ, типа ACAD, PCAD и др. Примеры подкатегорий: САПР, Software engineering, Robotics и др.

o = драйверы устройств
Код используется для описания ресурсов, содержащих драйверы любых периферийных и внутренних компьютерных устройств, если они (драйверы) специально выделяются в самом ресурсе, а не являются, например, частью описываемой операционной системы.

p = утилиты
Код используется для описания ресурсов, содержащих специальные программы, предназначенные для оптимизации работы и диагностики компьютерных устройств, включая компьютерные сети, и системы в целом, если они (утилиты) специально выделяются в самом ресурсе, а не являются, например, частью описываемой операционной системы.
Примеры подкатегорий: System Management, System Enhancement, Optimizers & Diagnostics, Testing Services, File Management, Data Compression, Disk Management и др.

q = СУБД (Database programs)
Код используется для описания систем управления базами данных, но не самих баз данных. Базы данных описываются так же, как и любые другие, в том числе неструктурированные, данные.

r = рабочий стол (Desktop Customization)
Код используется для описания программ, предназначенных для организации рабочего стола, таких, как Themes, Screen savers и др.

s = бизнес и индустрия (Business)
Код используется для описания программ, используемых в сфере бизнеса и производства, таких, как АСУП, Банковские системы, Системы делопроизводства, Enterprise Resource Planning, Автоматизированные библиотечные системы и др. Примеры подкатегорий: Business accounting, Business solutions, Manufacturing, Industry-oriented, Marketing, Workflow, Human Resources, Business management, и др.

t = офис
Код используется для описания пакетов офисных программ, таких как например, MS-Office и отдельных офисных инструментов, таких, как Organizers, Spreadsheets и др.

v = научные программы
Код используется для описания программ для проведения любого вида научных расчетов: математических, физических, статистических, биологических, химических и др.

w = образовательные и обучающие программы
Код используется для описания любого вида обучающих и образовательных программ.

z = другое
Код используется в тех случаях, если каталогизируемый ресурс не подпадает ни под один из перечисленных выше типов.
$x Формат данных или файловое расширение

Используется в тех случаях, когда указание формата данных или файлового расширения может оказаться полезным для использования каталогизируемого ресурса.

Повторяется, если нужно указать более одного типа файла.
Например, если набор графических данных представлен в нескольких форматах:
$xjpg$xtiff
Или, в другом случае:
$xmpeg4$xmpg4$xDivX$xavi
- где первые два вхождения подполя дают информацию о методе сжатия данных, 3-е – об используемом драйвере и 4-е о реальном расширении файла, представленного на CD.

Факультативное.

Примечания о содержании поля

Поле повторяется в случае, если каталогизируемый ресурс предназначен для функционирования на различных платформах. В этом случае во втором (и в последующих) вхождении поля подполе $a, поз.0 содержит соответствующий код, определяющий платформу; остальные позиции подполя $a содержат символы-заполнители.

Примеры


Дата обновления: 26-11-2021